Пишем жалобу в трудовую инспекцию на работодателя: образцы заявлений о невыплате расчета и незаконном увольнении

Если сотрудник не может найти общий язык с руководством при решении спорных ситуаций, то жалоба в трудовую инспекцию на работодателя может помочь в этом вопросе. Но необходимо понимать, когда и как обращаться в ГИТ. Требуется правильно составить жалобу и обосновать ее. Если в ней будут ошибки или иные неточности, то сотрудники трудовой инспекции не уделят документу должного внимания.

• 1 Основания для обращения в ГИТ
  • 2 Как правильно написать жалобу на работодателя
    • 2.1 При невыплате расчета
    • 2.2 При незаконном увольнении/сокращении
    • 2.3 При принуждении к увольнению
  • 3 Образцы написания
  • 4 Срок подачи заявления
  • 5 Что может сделать инспекция, если сотрудника вынудили уволиться?

Когда следует писать заявление о невыплате расчета при увольнении

Увольняющемуся сотруднику работодатель без всяких специальных напоминаний и требований в соответствии с ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ обязан в день прекращения трудового договора:

• выдать трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ);
  • произвести полный расчет — выдать сотруднику все причитающиеся при увольнении суммы (ст. 140 ТК РФ).

Если в день увольнения работник не смог получить указанные документы и деньги, то ст. 140 ТК РФ предписывает работодателю выплатить соответствующие суммы и выдать все нужные бумаги не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

При возникновении споров о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в ст. 140 ТК РФ срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Таким образом, заявление от работника понадобится в том случае, когда он не получил положенные суммы в день увольнения. Иногда заявлений потребуется несколько и в разные инстанции (профсоюзный орган, комиссию по трудовым спорам, ГИТ, прокуратуру или суд).

Читать еще:  Единая справочная служба судебных приставов

В любом случае первое заявление следует оформить в адрес работодателя. Как это сделать, узнайте в следующем разделе.

Способы подачи жалобы в Трудовую инспекцию

В каждом субъекте Российской Федерации находится собственная Трудовая инспекция, основная задача которой заключается в защите прав субъектов трудовых отношений в конкретном регионе страны. Если право работника было нарушено (в том числе в отношении его зарплаты), он может подать жалобу в Трудовую инспекцию того субъекта РФ, в котором случился факт нарушения.

Важно! Есть три варианта подачи такой жалобы: личный приход, направление по почте или через соответствующий интернет-ресурс.

Во время личного визита. Для этого нужно написать заявление, а также приготовить пакет документов, после чего явиться с ними в инспекцию.

Послать жалобу почтовым отправлением – то есть заказным письмом с уведомлением. Такой вариант более удобен, но он потребует больше времени. Также есть вероятность потери документов во время транспортировки.

В электронном виде с помощью официальной страницы в сети интернет — Онлайнинспекция.рф

Чтобы это осуществить, нужно предпринять следующие шаги:

• Посетить указанный выше ресурс;
  • Найти раздел «проблемы»;
  • Внести сведения о служащем и работодателе;
  • Изложить обстоятельства дела, то есть в чем состоит суть претензии;
  • Прикрепить отсканированные копии документов;
  • Выбрать из перечисленных вариантов те действия, которые заявитель просит предпринять (проведение проверки фактов, содержащихся в жалобе, привлечение к административной ответственности недобросовестных лиц, получение письменных рекомендаций по данному вопросу).

Анонимная жалоба в трудовую инспекцию

При подаче жалобу в трудовую инспекцию на действия работодателя работники часто не хотят, чтобы руководство узнало об их обращении, не оказывало на них давления и не принуждало к увольнению.

Одним из выходов из этой ситуации работники видят в подаче анонимной жалобе в трудовую инспекцию. Однако анонимные жалобы в трудовой инспекцией не рассматриваются. Об этом специально указано в статье 11 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которой будет руководствоваться государственный инспектор в этой ситуации.

Читать еще:  Замена водительского удостоверения в связи с окончанием срока 2020 мфц лобне цена

Выходом из этой ситуации является подача жалобы с просьбой провести конфиденциальную проверку. Обязанность инспектора соблюдать в тайне личные данные обратившегося работника, данные его жалобы и другие сведения, которые позволят работодателю выявить личность пожаловавшегося работники закреплена в статье 358 Трудового кодекса РФ.

Как направить жалобу

Классический способ – отправить письмо почтой России. Если есть возможность, можно отнести обращение лично. Однако сегодня появился более простой вариант – онлайн-обращение в ГИТ.

Электронные обращения можно подать через специальный сервис Минтруда – Онлайнинспекция.рф. У сервиса есть и мобильное приложение.

Для работников на сайте предусмотрены, в частности, следующие инструменты:

1. Сообщить о проблеме (ответ в течение 30 дней).
  2. Задать вопрос дежурному инспектору (ответ в течение 3 дней).
  3. Самостоятельно онлайн проверить наличие нарушений.
  4. Записаться на прием в ГИТ.

Подготовить и отправить заявление о невыплате расчета при увольнении позволяет специальный сервис Онлайнинспекции. Сервис предполагает рассмотрение обращения в течение 30 дней и направление ответа на официальном бланке ГИТ. Если нужно быстрее (3 дня), а ответ не обязательно получать в официальной форме, то можно воспользоваться сервисом «Дежурный инспектор».

Работа с электронными сервисами Минтруда требует авторизации через Госуслуги (ЕСИА). Таким образом, первично нужно будет войти через портал Госуслуги с использованием пары «логин/пароль» или электронной подписи, либо зарегистрироваться в системе.

• Рассматривает заявления и жалобы работников по нарушению их прав;
  • Проводит проверку организаций и работодателей;
  • Принимает меры по решению сложившихся ситуаций.

После выявления нарушений работодателями законов Трудового Кодекса РФ, инспекция может:

• Потребовать от организации устранить имеющиеся нарушения;
  • Взыскать с них штрафную санкцию;
  • Остановить работу учреждения до полной проверки и устранения нарушений трудового законодательства России;
  • Отстранить работников от выполнения трудовых обязанностей в занимаемых должностях;
  • Подать заявление в МВД о проверке данной организации, нарушающей уголовное право.
Читать еще:  Бланк для заполнения заявления на замену водительского удостоверения

Работодатель обязан уволенным сотрудникам выплачивать полный расчет в последний трудовой день. Нарушение этого правила приводит к штрафам, начислению дополнительной компенсации, иногда и к уголовной ответственности в виде реального срока лишения свободы.

Работник, чьи права в части выплаты увольнительного расчета нарушены, может обратиться в ГИТ, Прокуратуру или суд. Данные органы помогут восстановить справедливость и обязать нарушителя погасить сумму долга перед бывшим сотрудником.