Advokat-86.ru

Помощь адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Знания – сила

Знания – сила. Какие существуют виды дополнительного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) предназначено для повышения профессионального уровня. Благодаря ему специалист может получить новые полезные навыки и знания, найти более престижную и оплачиваемую работу и, наконец, просто обрести уверенность в себе. А ребенку допобразование помогает всесторонне развиваться. Какими бывают виды ДПО и чем полезно дополнительное образование для детей и взрослых?

Что такое ДПО?

ДПО – это аббревиатура, означающая “дополнительное профессиональное образование”. Под этим словосочетанием понимаются курсы и программы, предназначенные только для людей, уже окончивших колледж/техникум или университет. Иными словами, получение ДПО доступно только выпускникам с дипломами высших либо средних специальных учебных организаций.

Помимо определенных требований к поступающим, ДПО отличается от классического дополнительного образования строго регламентированными учебными планами. Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки обязаны соответствовать четким критериям, установленным Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и прописанным в законодательных актах.

Учебные центры ДПО должны быть лицензированы, а предлагаемые ими программы обязательно составляются с учетом действующей нормативно-правовой базы, профессиональных стандартов и квалификационных требований.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ?

Обязательно ли дополнительное образование школьников?

По новому образовательному стандарту внеурочная деятельность является обязательной частью школьного образования; для нее отведено 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность может носить самый разный характер: от выполнения домашних заданий и консультаций педагогов до занятий в школьных научных обществах, кружках, секциях, клубах, т.е. все те внеклассные мероприятия, которые называются дополнительным образованием.

Основное школьное образование направлено на передачу определенной суммы знаний, умений и навыков. Дополнительное — находит практическое применение полученным в основной школе знаниям и умениям, помогает раннему самоопределению ребенка, развивает его творческий потенциал, прививает навыки адаптации к современному обществу, является полноценной организацией свободного времени. Дополнительное образование, в отличие от основного, является личностно-ориентированным, предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов внеклассной деятельности.

Значение дополнительного образования в современном школьном образовании очень велико. В основной школе ученики с трудом успевают пройти стандартную программу, дополнительное образование позволяет углублять и расширять знания учащихся по основным и факультативным предметам. В кружках и научных обществах стимулируется исследовательская активность школьников. Достижение успехов стимулирует мотивацию к обучению. Дополнительное образование – неформальное содружество детей разного возраста и взрослых, объединенных общими интересами и добровольной совместной деятельностью. Это способствует процессу социализации личности школьников, прививает навыки работы в коллективе. Наконец, дополнительное образование организует содержательный досуг.

Основные направления и наиболее распространенные формы дополнительного образования в школах .

 художественно-эстетическое (всевозможные творческие студии, обучающие музыке, вокалу, ритмике, танцам, игре на музыкальных инструментах; школьные театры; кружки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, литературного творчества и др.);

 научно-техническое (секции по изучению компьютера и прикладных компьютерных программ; станции и дома юных техников; кружки авиа-, судо-, ракето- и авто-моделирования, электро- и радио- и робототехники; лего-конструирование и др.);

 естественнонаучное (кружки занимательной географии, физики, химии, астрономии, on-line курсы естественнонаучного профиля для старшеклассников и др.)

 эколого-биологическое (клубы экологического краеведения, станции юннатов, полевые практикумы по биологии и др.);

 физкультурно-спортивное (секции игровых видов спорта, восточных единоборств; занятия в тренажерном зале; общая спортивная подготовка; лечебная физкультура и др.);

 военно-патриотическое (организация музеев воинской славы; технические и военно-прикладные виды спорта; военно-спортивные соревнования; поисковая работа; участие в сооружение и уходе за памятниками; кружки по изучению истории и культуры Отечества и родного края, по созданию летописей и др.);

Читать еще:  Как можно открыть депорт

 культурологическое (секции народного искусства; языковые клубы, библиотечные кружки, литературоведческие и искусствоведческие клубы; музееведение; экскурсионные программы и др.).

Важным направлением дополнительного образования является профориентационное. Оно частично реализуется в рамках занятий по другим направлениям, а также предполагает изучение способностей и интересов учащихся, консультирование по вопросам выбора профессий и информирование о мире профессий и современной ситуации на рынке труда, развивающие занятия, знакомство с учреждениями дополнительного и профессионального образования с целью построения дальнейшего маршрута образования и др.

Существует несколько моделей дополнительного образования в школах. Чаще всего предлагается набор кружков и секций, не связанных между собой и зависящий от кадровых и материальных возможностей школы. Иногда программа занятий в секции или кружке оказывается настолько интересной, что перерастает в факультативный курс и включается в учебную программу. Более качественные и разнообразные программы дополнительного образования предлагаются обычно в школах, сотрудничающих с учреждением культуры, спорта или науки, с центрами детского творчества на постоянной основе. В этом случае реализация программ дополнительного образования осуществляется силами специалистов из этих учреждений. Еще лучше, если центр дополнительного образования является структурным подразделением школы, например, в центрах образования, спортивных, музыкальных школах, школах здоровья. Для своих учеников все программы дополнительного образования в таких комплексах бесплатные.

Формы работы в дополнительном образовании используются различные. Познавательные формы работы: беседы, дискуссии, круглые столы, встречи с ветеранами, очевидцами исторических событий; представителями современной экономики, культуры, науки; музейно-поисковая деятельность; проектно-исследовательская деятельность; экскурсии в музеи, по историческим и литературным местам; туристические походы и поездки. Познавательно-игровые формы включают участие ребят в олимпиадах, фестивалях, спортивных соревнованиях и других мероприятиях. Творческие формы работы – это участие и организация концертов, конкурсов, постановок спектаклей, выставок работ и достижений. Дополнительное образование может проходить также в досуговой форме, заключающейся в проведении классных и школьных вечеров, посещении театров и концертов, и в деятельной форме, предполагающей участие школьников в благотворительных и других общественных акциях.

На сегодняшний день часть услуг дополнительного образования является платными. В этом нет ничего плохого. Нигде в мире не существует финансируемых государством учреждений дополнительного образования. Введение платных услуг способствует конкуренции в образовательной сфере, повышению квалификации педагогов и укрепляет материальную базу образовательного учреждения. Очевидно, что и в России те направления дополнительного образования, которые вызывают интерес детей и родителей, будут процветать, а остальные исчезнут.

В чем заключается миссия или предназначение учреждений

дополнительного образования?

Вкратце ответ может быть следующим:

Развитие мотивации к познанию и творчеству, социализация личности, образование «до полного».

Учреждения дополнительного образования фактически являются социальными институтами, основным предназначением которых является обеспечение условий, благоприятных для образования граждан Российской Федерации, понимаемого в соответствии с законом как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией, достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Энциклопедия ипотеки
  • Кодексы
  • Законы
  • Формы документов
  • Бесплатная консультация
  • Правовая энциклопедия
  • Новости
  • О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Читать еще:  Как возмещает фсс дополнительный отпуск ссанаторно курортного лечения

Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 — 7 статьи 83 и частями 4 — 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Читать еще:  Информация стоимости госпошлины за права

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

Состав учредителей образовательной организации

В зависимости от учредителя образовательные организации делятся на:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • частные.

Учредителями частной организации могут стать физические (в том числе, одно физическое лицо) и (или) юридические лица (в том числе, одно юридическое лицо). Допускается создание образовательной организации совместно юридическими лицами и их объединениями. Не могут выступать в качестве учредителей иностранные религиозные организации.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа создаются только Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. К таким организациям относятся образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением.

Как изменить форму обучения

Для очного обучения обычно документы подаются в школу по месту регистрации. Если ребёнок «прописан» в другом месте, и возможности сделать регистрацию по месту жительства нет, можно подать документы в другую школу. Но важно помнить, что в приоритете — дети, прописанные на территории, закреплённой за школой. Придётся надеяться на места в желанной школе, которые останутся после окончания приёма «по прописке».

Если вы выбрали очно-заочное обучение, нужно обговорить с администрацией школы график её посещения и аттестаций. Обычно очно-заочники появляются в школе несколько раз в неделю или реже.

На заочном обучении тоже нужно быть в контингенте школы и знать график аттестаций. А также важно продумать, как осваивать программу — своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-школы.

Для перехода на семейное обучение воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией. Вкратце — потребуется уведомить органы власти, подобрать школу для промежуточных аттестаций и организовать учебный процесс.

Какие кружки можно оплатить сертификатом?

Использовать сертификат можно в организациях, которые вступили в программу персонифицированного финансирования дополнительного образования. Их список содержится на странице муниципалитета на портале ПФДО.

Каждый муниципалитет сам утверждает номинал сертификата. Его сумма назначается на один год, а неиспользуемые средства не переносятся на следующие 12 месяцев. Баланс сертификата ежегодно обновляется, но сам сертификат необходимо получать лишь один раз. Обналичить его нельзя. Если суммы сертификата не хватает для оплаты дополнительных занятий, родители имеют право в рамках договора с выбранной организацией внести недостающую сумму из собственных средств.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector