Advokat-86.ru

Помощь адвоката
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заключение психолога по результатам психологического обследования (образец)

Для начала психолог описывает кратко состояние ногтей, одежды ребенка. Он указывает специфику его внешнего вида, особенности конституционного строения, присутствие ярко выраженных патологических факторов. Протокол психологического обследования включает информацию о соответствии возрасту антропометрических параметров: пропорций частей тела, веса, роста. Иногда внешний вид ребенка сравнивают с родителями, чтобы проанализировать наследственные особенности и внутрисемейные отношения.

Справка от психолога или аналитическая справка психолога?

К нам в учреждение судебной экспертизы часто обращаются клиенты и практикующие психологи с просьбой разъяснить, какой формы должна быть АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОТ ПСИХОЛОГА, СПРАВКА ПСИХОЛОГА-ПЕДАГОГА или просто СПРАВКА ПСИХОЛОГА при обращении к нему за подобным документом.

Следует уяснить, что потребность в указанном документе чаще всего обусловлена каким-либо правовым спором.

В том числе судебным, и чаще всего связана с гражданско-правовыми взаимоотношениями между субъектами права, а также в гражданском и уголовном процессе в числе прочего при:

  • установлении порядка встреч и определении места жительства несовершеннолетнего;
  • решении об установлении, лишении или ограничении родительских прав;
  • определении дееспособности или ограниченной дееспособности;
  • определении морального ущерба;
  • установлении инвалидности;
  • установлении умысла и определении вины;
  • проведении судебной психологической и психолого-психиатрической экспертизы;
  • изучении и описании индивидуально-психологических особенностей личности и т.д.

В отличие от Заключения судебной психологической экспертизы, форма и содержание которого строго регламентирована уголовным и гражданским законодательством, форма и содержание Справки психолога или Аналитической Справки психолога в настоящий момент не регламентированы действующим законодательством РФ.

Однако учитывая, что данный документ может быть использован в правовом споре или в судебном процессе, Аналитическая Справка психолога, впрочем, также, как и просто СПРАВКА ПСИХОЛОГА, должны подчиняться определенной логике составления документа и соответствовать элементарным правовым нормам.

В зависимости от смыслового содержания документа и цели обращения за ним, указанному документу можно дать разные названия.

В практике нашего экспертного учреждения среди предоставленных нам документов, «рожденных» гением психологической мысли, попадались такие названия, как: СПРАВКА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА; СПРАВКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА; АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПСИХОЛОГА; АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПСИХОЛОГА ДОУ; СПРАВКА ОТ ПСИХОЛОГА; СПРАВКА ПСИХОЛОГА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ; СПРАВКА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА; АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПСИХОЛОГА ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ; СПРАВКА ПСИХОЛОГА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ; СТАТИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА и еще много чего, в общем, кто на что горазд.

Аналитическая справка психолога — название не совсем корректное как минимум по двум причинам.

  • Первая — в психологии существует аналитическое направление. Справка в с таким названием, как «аналитическая», может быть юридически истолкована как справка психоаналитика;
  • Вторая причина, по которой аналитическая справка психолога — не совсем подходящее название, — это та, что в юридической психологии психоаналитические методы исследования психики не являются экспертными.

Все же остальные из перечисленных названий не противоречат действующему законодательству, однако по факту являются СПРАВКОЙ ПСИХОЛОГА, а по внутренней логике в каждом конкретном случае являются документами, содержащими:

1. Информацию об обращении или приёме.
2. Информацию о результатах единичного обследования, исследования, диагностики, консультирования или психотерапевтического вмешательства в отношении конкретного лица;
3. Информацию о результатах систематического наблюдения, консультирования, коррекции или психотерапии клиента;
4. Информацию о состоянии клиента в конкретный юридически значимый период (в связи с юридически значимыми событиями).

Справка психолога, исходя из потребностей обратившегося, может быть дана для предоставления в Суд. Также в отдел по Опеке и Попечительству, в Медицинскую Комиссию или Военно-Врачебную Комиссию (ВВК). Могут быть справки даны для учета и приобщения при проведении судебной психологической или психолого-психиатрической экспертизы и т.д.

Примерная форма СПРАВКИ ПСИХОЛОГА может быть следующей:

СПРАВКА ПСИХОЛОГА
по результатам очного психологического обследования

или
(по результатам психологического консультирования, по результатам психологической диагностики, по результатам собеседования, по результатам наблюдения)

г. Москва 2016 г.

Справка дана: Ф.И.О. _____________________________ (Указывается Ф.И.О. обратившегося за справкой. Следует учесть, что справки выдаются только с согласия лица, в отношении которого проведены психологические мероприятия. А обследования несовершеннолетних проводятся и справки в отношении психологического обследования несовершеннолетних лиц выдаются только с письменного согласия представителя несовершеннолетнего).

Далее указываются данные лица, в отношении которого проведены психологические мероприятия, в том числе:

Ф.И.О., дата рождения, место жительства.

Основание обследования, в том числе это могут быть:

-жалобы на психологическое или психосоматическое состояние;
—договор психологического обследования от «_»___2016г. №__
—договор психологического консультирования от «_»___2016г. №__
—договор психологической коррекции от «_»___2016г. №__
-устный запрос законного представителя несовершеннолетнего Ф.И.О.;
-письменное согласие законного представителя несовершеннолетнего Ф.И.О.;

Далее в справке психолога излагаются:

дата и повод обращения, жалобы, обстоятельства и факты, изложенные обратившимся лицом, при необходимости перечисляются использованные методы психодиагностики или психотерапии.

По результатам проведенного психологического обследования (психологической диагностики, психологического собеседования, психологического наблюдения, психологического консультирования или психотерапии) установлено, что:
В данном разделе справка от психолога должна содержать значимые по мнению психолога факты и результаты взаимодействия с клиентом. Также излагаются профессиональные выводы или информация, интересующая заказчика.

Психолог учреждения «указать конкретно какого»

Ф.И.О., подпись, и печать (при наличии)

Важно. Следует помнить, что в справка от психолога должна содержать конкретную подтвержденную информацию, только объективные данные обследования и наблюдения (если таковые проводились). Никак не интерпретировать сведения, сообщенные обследованным лицом или инициатором обследования. Выводы можно делать только по объективно выявленному состоянию при подтверждении материалами психодиагностики.

Также в справке психолога нельзя излагать конфиденциальные данные, касающиеся лиц, непосредственно не участвующих в процессе психодиагностики или обследования, без письменного разрешения этих лиц.

Данная форма может быть дополнена ссылками на какие-либо документы. Или приложениями к справке в виде каких-либо материалогов или протоколов психодиагностики и наблюдения, фото и видео исследований.

Главный судебный эксперт учреждения судебной экспертизы

«Центр специальных исследований и экспертиз»

Как мы пишем заключение психолога

Нас много раз просили рассказать, как мы пишем заключение психолога. Просили студенты факультета психологии, где мы преподавали, чтобы иметь какой-то образец, которому можно подражать. Просили коллеги психологи, чтобы либо использовать, либо покритиковать. Даже особо вдумчивые клиенты просили, чтобы сравнить наш подход с подходом других психологов.

Мы долго отнекивались. Во-первых, мы не считаем наш способ написания заключения психолога эталонным. Он родился из практики. Просто лично нам, как практическим психологам, этот способ удобен. И клиентам он удобен потому, что всё получается логично и аргументированно. Но можно писать заключение психолога еще десятком других способов, и все эти способы могут быть хорошими.

Во-вторых, совершенно не хочется вступать ни в какие профессиональные дискуссии с коллегами психологами. Мы уже давно ни с кем не дискутируем. Некогда и нет желания. Мы работаем, нам нравится, клиентам помогает – ну, о чем нам дискутировать?! Это же не поиск научной истины, а практическое ремесло помощи людям. И хочется поменьше об этом говорить, и побольше заниматься любимым делом.

Но тут мы провели мастер-класс по психологическому консультированию и психологической диагностике. Участники мастер-класса попросили изложить основные принципы написания заключения психолога. Так и родилась эта небольшая статья.

Как мы пишем заключение психолога для клиента

Заключение психолога мы пишем в следующих случаях:

Интересныестатьи

«Я женат и хочу секса с несколькими женщинами одновременно!» Руководство для мужей от семейных психологов. Часть 2.

«Я женат и хочу секса с несколькими женщинами одновременно!» Руководство для мужей от семейных психологов. Часть 1.

Мой муж предложил секс втроем с другой девушкой. Что делать? Руководство для жён

Семейный тренинг

1. По официальному запросу сторонних организаций и для предоставления в эти организации. Наиболее типичные случаи – для следственных органов, адвокатов, суда, работодателя, психиатра. Поскольку мы специализируемся на работе с частными лицами, а не с организациями, то такое в нашей практике случается нечасто – несколько раз в год. К заключению психолога в этом случае обязательно нужно прикладывать заверенную копию диплома психолога, копию официальной регистрации как предпринимателя или справку с места работы психолога, а само заключение психолога подписывается специалистом (т.е. самим психологом) и ставится официальная печать организации (или печать индивидуального предпринимателя). Если психолог этого не сделает, сторонняя организация может оспорить легальность получения этого заключения и легальность работы самого психолога. Психологу это не выгодно, клиенту тоже, так что лучше сразу всё сделать правильно, чем потом сталкиваться с проблемами.

Читать еще:  Иск с соучастием на стороне истцов образец

2. По просьбе увлеченных энтузиастов психологического самопознания и самопомощи. Обычно таких людей интересуют конкретные психологические характеристики их личности. Например, общий уровень креативности, а также конкретные таланты и способности, перед выбором места учебы или при смене профессии. Это разумно. Человеку лучше знать свои сильные и слабые стороны прежде, чем инвестировать время и деньги в себя и в новую профессию. Также обращаются влюбленные пары перед принятием решения о совместной жизни или перед созданием семьи. Их интересуют психологическая совместимость и скрытые «тараканы» в психике друг друга. Конечно, можно прожить счастливую семейную жизнь и без всякого предварительного тестирования, но то, что люди не хотят полагаться на случайное везение в выборе спутника жизни – это заслуживает всяческого одобрения. Увы, любовь не всегда является гарантией психологической совместимости или психической нормальности. Также иногда обращаются люди с экзистенциальным кризисом, которые перед выбором дальнейшего жизненного пути, хотели бы объективно взглянуть на себя со стороны глазами эксперта психолога. В общем, случаи бывают разные, случаев много, и большинству таких людей заключение психолога оказывается полезным.

3. Для дальнейшей психокоррекции и психотерапии обратившегося к психологу клиента. Бывает, что информация, рассказанная клиентом на консультации психолога, недостаточна. Что-то клиент не помнит, что-то не договаривает или врет, что-то не осознает, а что-то в принципе не может быть рассказано, т.к. это очень глубинное и личное. Тогда психолог проводит психологическую диагностику (психодиагностику), на основании полученных данных пишет заключение психолога, и с помощью результатов этого заключения и проводит дальнейшие процедуры: консультирование, психокоррекцию и психотерапию, помогающие психотренинги и т.п. Преимущество такого подхода состоит в том, что психологическая диагностика дает психологу объективные данные о личности клиента. Снижается эффект осознанного или неосознанного вранья клиента, снижается субъективизм самого психолога, увеличивается качество и количество информации, с помощью которой психолог может помочь человеку. Для дополнительного чтения по теме рекомендуем наши статьи: «Я не ставлю диагнозов! Нельзя вешать ярлык на человека!», «Я не даю советов!», «Я не даю советов! Ответы на вопросы».

На основании чего пишется заключение психолога?

Заключение психолога пишется на основании строгого психодиагностического обследования клиента, составленного и проведенного по определенным правилам. Нельзя написать заключение психолога на основании своего субъективного взгляда на клиента после психологической консультации. Т.е. технически написать можно, но ценность такого заключения психолога стремится к нулю. Субъективизм психолога, помноженный на лень психолога закономерно приведет к весьма недостоверным выводам.

На факультете психологии существует академическая дисциплина психодиагностика, которую мы настоятельно рекомендуем изучать всем, заинтересованным в написании качественного заключения психолога. Поскольку объем статьи ограничен, мы тезисно остановимся на главных моментах:

1. Не используйте непрофессиональные (любительские) тесты. Они хороши для развлечения, но ценность и пригодность психодиагностической информации, полученной с помощью непрофессиональных тестов, стремится к нулю. Уважающий себя и клиента психолог не использует непрофессиональные тесты.

2. Не заполняйте тесты в неподходящих для этого условиях: между делом на работе, дома (отвлекаясь на членов семьи и домашние дела) и т.п. Поверьте, любого нормального человека можно с легкостью объявить сумасшедшим, если предъявить ему тесты в неподходящих условиях и в неподходящий момент. Т.е. достоверных и пригодных результатов вы точно не получите, если будете заполнять тесты в неправильных условиях.

3. Не существует в мире ни одного единственного теста, на основании которого можно поставить правильный психологический диагноз и написать правильное психологическое заключении. Да, всё это можно сделать (и сделать хорошо!), но только на основании совокупности психодиагностических методик – например, батареи тестов, состоящей из 12-15 правильно друг к другу подобранных тестов. Умение составить правильную целевую батарею тестов, предъявить ее клиенту, получить пригодные для дальнейшей работы достоверные данные, обработать эти данные, написать заключение психолога и правильно трактовать это заключение клиенту, – это есть ремесло психолога. Во многих случаях ремесло, граничащее с искусством.

4. При составлении психодиагностической процедуры следите за тем, чтобы все методики (в нее включенные) преследовали одну главную цель и при этом дополняли друг друга. Проективные методики должны быть дополнены строгими опросниками и, возможно, психофизиологическими пробами, а всё это должно быть обязательно дополнено клинической беседой с психологом по определенной строгой схеме. В общем, изучайте полезную науку психодиагностику. Дополнительно рекомендуем почитать нашу статью «О психологической диагностике».

Теперь мы пришли к тому, как мы все это оформляем в итоговый документ – заключение психолога. Напоминаем, что предложенный нами способ не эталон и не образец для подражания, а просто практический метод.

1. Первое, что интересует психолога, это то, насколько полученный психодиагностический результат соответствует действительности. Проще говоря, не ошибся ли сам психолог, не наврал ли или не заблуждался ли клиент при заполнении тестов. Существует три базовых параметра, характеризующих пригодность полученных психологом результатов: валидность, достоверность, надежность. Профессиональные тесты (в отличие от любительских) эти параметры отслеживают и контролируют. Первое, что мы пишем в заключении психолога, это то, насколько этому заключению следует доверять. Это вопрос честности и профессиональной репутации психолога. Иногда лучше психодиагностическую процедуру переделать. Это лучше, чем потом краснеть перед клиентом и в своей работе опираться на недостоверные результаты.

2. Дальше психолога интересует, насколько психически нормален обратившийся к психологу человек. В мире огромное количество очень разных людей: психически больных, находящихся в состоянии стресса или патологического аффекта, людей с пограничными состояниями (между нормой и патологией), людей с акцентуациями или психопатией, просто неадекватных людей. Вопрос нормы и патологии не праздный. От точного диагноза зависит, здоровье и счастье обратившегося к психологу человека, а также безопасность самого психолога. Ведь одних людей нужно лечить, других консультировать, одним поможет психокоррекция, а другим психотренинг, с одними нужно долго работать, а другим достаточно доброго мудрого слова. Вот об этой тонкой грани между нормой и патологии, и о рекомендациях (об оптимальной форме психологической помощи для данного конкретного человека) мы и пишем обычно во втором пункте нашего заключения.

3. Дальше мы пишем о нервной базе, т.к. психика человека – это надстройка над его нервной системой. Здесь пишется о балансе возбуждения и торможения, о темпераменте, о циклоидности (степени цикличности нервных процессов). Все это очень важно, т.к., по большому счету, это некорректируемо ни за какие деньги и ни какой компетенцией психолога. Это то, с чем клиенту придётся научиться жить, и задача психолога – выявить это и научить клиента.

4. Потом мы обычно пишем о базовых психических процессах и свойствах: ощущения и восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, речь, воля. Это то, что психолог теоретически может скорректировать, но практически это корректируется очень тяжело. Психологический комфорт клиента и успех работы психолога напрямую зависят от того, насколько эти базовые психические процессы и свойства полноценны или дефектны. Вот почему мы уделяем им особое внимание.

5. Дальше мы описываем более гибкие психологические характеристики, например, эмоции, воображение, креативность. Как вы уже заметили, мы двигаемся от базовых характеристик психики к надстроечным, и это здорово упрощает логическое понимание того, что происходит с клиентом психолога.

6. Теперь мы подошли к одному из самых интересных моментов в работе психолога: мы описываем психологический тип клиента (психотип). Существует несколько классификаций психотипов, и все они не идеальны. Поэтому есть смысл выявить психотип клиента психолога по разным классификациям и далее написать свое итоговое видение психологических особенностей данного клиента психолога. Какие классификации психотипа выбрать для анализа – это вопрос субъективных предпочтений психолога. Нам кажутся наиболее адекватными классификации по MMPI (в версии Березина), по СМИЛ (в версии Собчик), по Cattell, по Леонгарду и Шмишеку. Многолетний опыт работы практическими психологами показывает, что они очень адекватны в описании психологического типа личности.

7. Дальше мы конечно не забываем о ценностных ориентациях, установках, стереотипах, предрассудках, вере и суевериях, национальных особенностях и традициях. Всё это образует «многослойный пирог» в личности клиента, обратившегося к психологу. Эти представления о том, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно – влияют на мировосприятие и поведение клиента психолога. Во многом, именно это определяет, насколько человек социально адаптивен, насколько ему хорошо с людьми, и насколько людям хорошо с ним.

Читать еще:  Докладная записка о несвоевременном списании топлива

8. Потом мы описываем эмоциональный тип, характеристики депрессивности, экзальтированности, тревожности и т.п. Это «перчик» – приправа к основному блюду, т.е. к психологическому типу, к адаптивности и к адекватности клиента психолога.

9. Потом мы начинаем копать вглубь: история детства, пережитые психологические травмы, сформированная сексуальность, социокультурные сексуальные особенности и девиации, сценарии подражания поведению родителей (или других значимых людей в жизни данного клиента психолога). Это бесконечно творческая работа, здесь очень много тонкостей и полутонов, и все это очень желательно отразить в заключении психолога.

10. В итоге мы пишем психологический диагноз, перспективы психологической помощи, оптимальные способы помощи (например, достаточно серии консультаций психолога или нужен курс психотерапии (и какой именно психотерапии) и т.п.), а также при необходимости рекомендуем консультации у других специалистов: психолога другой специализации, психиатра, невролога и т.п.

Как видите, всё это довольно просто, если психолог не ленится и хорошо знает свою профессию. Нужно только тщательно всё проделать, и результат гарантированно будет качественным. А значит клиенту психолога станет хорошо, а самому психологу будет не стыдно за свою работу.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Ошибка – не указать запрос, использовать бытовой язык в описании жалоб, не указать анамнестических сведений или указать недостаточное количество. Эти ошибки снижают объективность заключения, не позволяют считать его характеризующим развитие ребенка.

Укажите, кем, с какими жалобами и запросом ребенок направлен на обследование. Различайте жалобы и запрос. Жалобы характеризуют трудности, то есть что беспокоит, а запрос – пожелания, то есть в чем нужна помощь. Указывайте, от кого получены жалобы и запрос.

Если запрос исходит на внеплановое обследование от детского сада, органов опеки или другой организации, возьмите согласие родителей. Укажите в заключении, что оно получено. Приведите краткую характеристику проделанной диагностической работы. В этот же раздел вносите данные о наблюдении за поведением ребенка в группе, консультациях членов семьи, бесед с воспитателями, анализа медицинской документации.

Что оценивает психолог

Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.

Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.

Сфера применения психолого-педагогической экспертизы.

Психолого-педагогическая экспертиза детей и родителей чаще всего проводится по гражданским делам об определении места жительства ребенка и порядка встреч с отдельно проживающим родителем.

Результаты экспертизы могут помочь суду в принятии решений, касающихся интересов ребенка.

Также психологическая или психолого-педагогическая экспертиза может быть проведена по уголовным делам, связанным с расследованием преступлений по факту нанесения вреда ребенку. В этом случае, судебные эксперты могут помочь суду в оценке глубины конкретного ущерба психики и развитию ребенка.

Цель и выводы судебной экспертизы детско-родительских отношений.

Цель данного вида экспертных исследований – письменное разъяснение суду и сторонам вопросов, ответы на которые предполагают использование специальных знаний в области педагогики и психологии.

Выводы экспертизы учитываются судом при принятии решений о месте жительства ребенка.

С учетом мнения психологов может быть принято судебное решение о частоте и порядке встреч с отдельно проживающим родителем или иным родственником (дедушкой или бабушкой ребенка).

Содержание психолого-педагогического исследования.

Как и кем проводится психолого-педагогическая экспертиза, каково ее содержание и что исследуется? Какие при этом используются методы?

Психолого-педагогическое исследование проводится специалистами с высшим психологическим и психолого-педагогическим образованием. Судебную экспертизу проводят психологи, имеющие дополнительное образование в сфере судебной экспертизы или юриспруденции.

Исследование проводится с использованием стандартизированных методов и методик психологического исследования. Это тесты и опросники, психодиагностическая беседа и наблюдение. Используемые методы диагностики корректируются с учетом возрастного и психологического развития ребенка.

В исследовании психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста приоритет отдается методам с использованием игрового или творческого компонента. Это проективные методы, рисование, моделирование с помощью игрушек, направленная беседа с использованием метафор.

Непосредственное психологическое исследование несовершеннолетних должно быть построено таким образом, чтобы исключить возможность нанесения психологической травмы ребенку или его отношению к своим родителям. Для этого, перед диагностикой ребенка, лица, участвующие в экспертизе должны изучить предоставленные им материалы дела и подготовить план предстоящего экспертного исследования.

В психолого-педагогической экспертизе детей более старшего возраста и родителей применяются более сложные диагностические процедуры. Но они тоже безвредные, просто требуют больше времени и интеллектуальных усилий.

Психологическое исследование ребенка может быть проведено как в присутствии родителей, так и в их отсутствии. Однако, в экспертное учреждение ребенок должен прибыть в присутствии законного представителя. Исследование производится только с согласия законного представителя ребенка.

Представлять законные интересы ребенка может отец, мать или иное лицо, имеющее доверенность от родителей. Также основанием является судебное решение, назначающее конкретного человека законным представителем несовершеннолетнего.

Использование специальных знаний в области психологии и экспертологии позволяет раскрыть психологическое содержание душевной жизни ребенка, особенность его личности и характера, структуру его взаимоотношений с родителями.

В некоторых случаях экспертиза может исследовать содержание отношений ребенка с другими лицами из числа ближайшего окружения. Например, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, другими значимыми взрослыми и детьми.

Психологический анализ личности ребенка и его отношений производится в контексте юридически значимой ситуации.

Юридически значимая ситуация — раздельное проживание родителей.

Что подразумевается под юридически значимой ситуацией в судебной экспертизе по делам о разводе, определении места жительства ребенка и определении порядка встреч с отдельно проживающим родителем?

Это ситуация, когда в результате сложившихся обстоятельств ребенок или кто-либо из родителей могут быть ограничены в реализации своих прав. Например, если по делу об определении места жительства ребенка оба родителя претендуют на то, чтобы ребенок проживал именно с ним. В этом случае судебное решение априори не сможет удовлетворить амбиции обоих родителей.

Официальное место жительства ребенка может быть определено только с одним из родителей. Поэтому права второго родителя на проживание ребенка с ним , естественно, будут ограничены. В этом случае, юридически значимая ситуация — это раздельное проживание родителей и интересы ребенка.

Нередко возникают трудности в достижении договоренности между родителями о порядке встреч ребенка с отдельно проживающим родителем. Тогда, график продолжительности и порядок встреч определяется решением суда.

Читать еще:  Как измерить кадастровую площадь этажа под крышей с 2020 года

В этом случае, юридически значимая ситуация – определение порядка встреч с отдельно проживающим родителем с учетом прав родителей и интересов ребенка.

Назначение судебной экспертизы ребенка и родителей.

Кто может назначить судебную экспертизу детей и родителей? Можно ли данную экспертизу пройти по собственной инициативе?

Экспертизу детей и родителей можно провести в судебном и во внесудебном порядке.

Судебные экспертизы в гражданском процессе могут быть назначены только судом. Такие экспертизы называются судебными. Они проводятся в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ и Федерального закона РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности» №73-ФЗ. По итогам экспертизы составляется Заключение эксперта.

Перед производством экспертизы эксперты предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Внесудебные экспертизы могут быть проведены по Адвокатскому запросу или по обращению законного представителя ребенка. В этом случае также может быть составлено Заключение эксперта по результатам внесудебной психолого-педагогической экспертизы. Однако, эксперты при этом об уголовной ответственности не предупреждаются, а Заключение не носит процессуального статуса судебной экспертизы.

Как правило, такое заключение оценивается как дополнительное доказательство. А эксперты, проводившие исследование, могут быть допрошены в суде в качестве сведущего свидетеля. В некоторых случаях суд допрашивает их в процессуальном качестве «специалиста». Но это решается по усмотрению суда.

Что необходимо знать родителю перед прохождением судебной психолого-педагогической экспертизы? Надо ли как-то готовиться или как-то подготавливать ребенка?

Какой-то специальной подготовки психолого-педагогическая экспертиза не требует. Важно быть просто готовым потратить некоторое время на прохождение тестов и опросников.

Ребенку перед экспертизой необходимо сказать о том, что будет встреча с психологом. Также необходимо сказать о том, что психолог будет давать задания и задавать вопросы, на которые лучше отвечать искренне.

В диагностической беседе родителя с экспертом лучше просто расслабиться и честно отвечать на поставленные вопросы.

Если психолог компетентен в своей профессии, он сразу заметит признаки неискренности или обмана.

Отвечать надо просто и без излишних подробностей. Если специалисту потребуются подробности, он задаст дополнительный вопрос.

Судебный эксперт, психолог

Советы психолога. Как отвечать на психологические тесты?

как отвечать на психологические тесты?

Часто для прикола или в целях самопознания мы отвечаем на психологические тесты. иногда — мы просто вынуждены на них отвечать при приеме на работу. так почему же не разобраться с тайнами психологического тестирования?

Психологический тест № 0 Необъективность ответа (считаю это тест вообще самым важным)
Если Вы не умеете правильно отвечать на подобные вопросы — Ваше психологическое тестирование будет вообще бессмысленно:
У Вас бывает плохое настроение?
Вы бываете порой неправы?
Иногда Вы ошибаетесь?
Бывает ли что Вы обижаете своих близких?
Бывает ли что Вы не можете сосредоточиться?
Иногда Вы не все успеваете сделать?

Бывают ли у Вас неудачные дни?
==============
Если на подобные вопросы Вы больше 1-2 раз отвечаете нет? Значит у Вас есть склонность говорить о себе не правду — а это значит, что Вы можете вообще не пройти собеседование у психолога при приеме на работу. значит Вы не объективны к себе. это значит что на психологические тесты Вам отвечать вообще бессмысленно! Вы слишком часто врете и результаты Ваших тестов будут часто необъективны.

Психологический тест № 1. Ваши любимые цветатест Люшера
Вам нужно расположить карточки разных цветов в порядке, начиная от самого приятного до самого неприятного. Что это значит? Данный тест направлен на определение эмоционального состояния. Каждая карточка символизирует потребности человека:
красный цвет — потребность в действии
желтый — потребность в устремлении к цели, надежда
зеленый — потребность самоутверждаться;
синий — потребность в привязанности, постоянству;
фиолетовый — уход от реальности;
коричневый — потребность в защите;
черный — депрессия.
Расположение карточек значит следующее: первые две — стремления человека, 3 и 4 — истинное положение дел, 5 и 6 — равнодушное отношение, 7 и 8 — антипатия, подавление.
Ключ к тесту: в первой четверке обязательно должны быть красный, желтый, синий, зеленый — в каком именно порядке, не так существенно. Расположение карточек в порядке близком к исходному рисует портрет целеустремленного, деятельного человека

Психологический тест № 2. Урок рисования
Вам предлагают нарисовать дом, дерево, человека. Что это значит? Считается, что так человек может продемонстрировать свое самовосприятие в мире. В данном психологическом тесте значение имеет каждая деталь: расположение рисунка на листе (расположенный по центру, пропорциональный рисунок говорит об уверенности в себе), единая композиция из всех объектов свидетельствует о целостности личности, какой вид объекта будет отображен.
Важно также и что нарисуют первым: дом — потребность в безопасности, человека — зацикленность на себе, дерево — потребность в жизненной энергии. К тому же, дерево — метафора стремлений (дуб — уверенность в себе, ива — наоборот — неуверенность); человек — метафора восприятия себя другими людьми; дом — метафора восприятия себя самим человеком (замок — самолюбование, покосившаяся хижина — низкая самооценка, недовольство собой).
Ключ: ваш рисунок должен быть реалистичен и пропорционален. Чтобы продемонстрировать свою коммуникабельность и готовность работать в коллективе, не забудьте о таких деталях: дорога к крыльцу (контактность), корни у дерева (связь с коллективом), окна и двери (доброжелательность и открытость), солнце (жизнерадостность), плодовое дерево (практичность), домашнее животное (забота).

Психологический тест № 3. Рассказ
Вам показывают картинки с изображением людей в различных жизненных ситуациях и просят их прокомментировать: что происходит; о чем думает человек; почему он так поступает?
Что это значит? Исходя из толкования картинок, можно определить ведущие жизненные сценарии человека, иными словами — «у кого что болит — тот о том и говорит». Считается, что человек проектирует ситуации на картинках на свою жизнь и выдает свои страхи, желания, взгляд на мир. Так, например, если на картинке изображен плачущий или смеющийся человек, то ожидается, что, комментируя ее, вы расскажете о своих мотивах радости или грусти.
Ключ: необходимо контролировать свои ответы и истолковывать картинки в максимально позитивном ключе.

Психологический тест № 4. Клякса — тест Роршаха
Вам показывают картинки с изображением бесформенной кляксы (как правило, симметричной) и просят рассказать, что вы видите. Что это значит? Этот психологический тест чем-то похож на предыдущий, он так же выявляет ваше истинное отношение к миру. Позитивное трактование картинок (например — общение людей) говорит о вас как о деятельном, общительном, позитивном человеке, негативное (в кляксе вы разглядели монстра, опасное животное) говорит о том, что у вас много необоснованных страхов или же глубокий стресс.
Ключ: если картинка у вас ассоциируется с чем-то явно негативным, прокомментируйте ее в нейтральном ключе. Например, не говорите: «Вижу людей, которые ссорятся», а скажите: «Люди эмоционально общаются».

Психологический тест № 5. IQ тест
Вам предлагают за определенный промежуток времени (от 30 мин) ответить на несколько вопросов (от 40 до 200) разной направленности — от математических задачек до логических головоломок. Что это значит? Данные психологические тесты предназначены для определения так называемого Коэффициента Интеллекта. Хоть их действенность все чаще вызывает сомнения (если у человека низкие показатели — это не обязательно значит, что он тупой, возможно, у него нестандартное мышление или он просто банально невнимателен), тесты уже много лет сохраняют и увеличивают свою популярность. Наиболее распространены IQ тесты Айзенка.
Ключ: будьте максимально внимательны, очень много вопросов с подвохом. Если время истекает, а вопросов еще много — не оставляйте их без решения, проставьте ответы наугад, что-то наверняка угадаете.

================
Если Вы проходите тесты при приеме на работу — будьте спокойны во время собеседования. но не будьте пофигистом — Ваша мотивация должна присутствовать но она не должна зашкаливать.

Самое главное! Вообще не зацикливайтесь на тестах.
Чем Вы нестандартнее, чем Вы мыслите оригинальнее, тем меньше тесты о Вас говорят правду.
Учителя в средней школе считали физика Эйнштейна и изобретателя Эдисона умственно ограниченными.
Кто теперь помнит этих учителей. и кто в итоге оказался прав?

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector