Особенности и алгоритм возврата телефона
Особенности и алгоритм возврата телефона
Нередко покупатели жалуются, что их права как потребителей магазины не соблюдают. В частности, это касается требований возврата товаров, среди которых и телефоны. Но юристы получают и жалобы с другой стороны – от продавцов, которые считают, что потребители злоупотребляют своими правами. Только в 2017 году Роспотребнадзор рассмотрел свыше 430 тысяч жалоб, по которым пришлось реагировать и проводить расследование. Каждый из участников купли-продажи считает, что он менее защищен законом, но в реальности складывается другая ситуация.
Подлежит ли возврату телефон, который не подошел
По «Закону о защите прав потребителей», покупатель может обменять одни качественные товары на другие при соблюдении трех условий:
- товары относятся к категории непродовольственных изделий;
- не подошли по цвету, размеру или комплектации;
- сохранились документы на покупку и не испорчен товарный вид.
Если в наличии не оказалось аналогичной модели, которая подходит по расцветке, характеристикам, клиент может написать заявление и забрать деньги.
Исключение – технически сложные устройства, бытовая техника и товары, указанные в закрытом списке Постановления Правительства №55 и перечне Приказа Правительства №924, например, мобильные телефоны, радиостанции, навигационное оборудование и т. д.
Как определить существенный недостаток?
Сложившаяся судебная практика по спорам потребителей в отношении технически сложных товаров показывает, что в каждом конкретном случае суд устанавливает, является ли недостаток существенным. При этом суды определяют понятие «существенный недостаток» в соответствии с ЗОЗПП и разъяснениями, которые даны в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28 июня 2012 года.
Существенными могут быть признаны следующие недостатки:
- недостатки, которые не могут быть устранены или возникают вновь после устранения;
- недостатки, стоимость устранения которых приближена к стоимости товара;
- недостатки, которые нельзя устранить в течение 45 дней;
- неоднократно выявленные недостатки;
Как ускорить процесс обмена или возврата?
Можно пойти на небольшую хитрость: в законе «О защите прав потребителей» прописано, что продавец должен предоставлять полную информацию о товаре. Но, как правило, консультанты в магазине часто не говорят об отсутствии каких-либо функций у определенной модели товара, ведь их цель — продать.
Кроме того, в комплекте с современными телефонами вместо подробной инструкции продают лишь краткое руководство пользователя. Поэтому, обращаясь в магазин с просьбой вернуть или обменять товар, вы вполне можете сослаться на то, что при покупке вам не предоставили исчерпывающие сведения об определенных функциях товара.
Зачастую магазин охотнее соглашается на обмен товара. В случае, если в магазине есть в наличии модель телефона, которая вас устраивает, компромиссный вариант обмена, а не возврата товара, будет наиболее простым выходом из ситуации.
В случае обмена на модель телефона иной стоимости в магазине произведут перерасчет, а разницу вернут, либо вам придется доплатить за более дорогую модель.
Какие документы нужно предоставить?
При решении вернуть купленный сотовый телефон обратно в магазин потребителю нужно соблюдать некоторые правила общения с сотрудниками магазина, чтобы избежать лишних скандалов и наиболее быстро и продуктивно решить возникшую проблему. Алгоритм действий:
- приходить с требованием возврата или обмена телефона лучше в крупные магазины, а не в небольшие точки или интернет-магазины;
- беседовать лучше с вышестоящим сотрудником, а не с продавцом-консультантом;
Не нужно разговаривать с персоналом грубо, кричать, угрожать и устраивать истерику.
При обращении в магазин с требованием возврата или обмена в день покупки телефона покупателю нужно представить документ, подтверждающий покупку данного товара и сам телефон в полной комплектации.
Если же покупатель обращается в течение предоставленного законом срока (14 дней), то ему нужно предоставить удостоверение личности и написать заявление с обязательным указанием причины, по которой он хочет обменять или сдать товар.
Образец заявления на возврат или обмен товара в течение 14 дней с момента покупки можно скачать по этой ссылке.
Технически сложный товар
Законом определено, что покупатель производит возврат телефона в магазин за 15 дней (для обычных вещей на один день меньше). После отдать смартфон в магазин допустимо, когда:
- появился или обнаружился недостаток, относящийся к существенным (препятствующим использовать товар по назначению);
- длительность ремонта превышает 45 дней;
- вещь не использовалась в течение месяца за один гарантийный год из-за ремонта.
Вернуть деньги за бракованный телефон, отнесенный к сложным вещам, можно. Срок перечисления денежных средств стандартный – 10 дней.
А если продавец «ушел в отказ»?
Что ж, сам виноват – будем его «прессовать». По закону, естественно. Для этого можем:
- Подать жалобу в Роспотребнадзор, как профильный орган надзора в области защиты прав потребителей. Инспектор РПС проведет внеплановую проверку салона, выявит нарушения и вынесет предписание на их устранение. А возможно назначит и штраф. Чтобы не тратиться на бумагу и конверт, можно подать жалобу онлайн. А еще можно позвонить на горячую линию.
- Подать жалобу в прокуратуру. Прокуратура, как орган общего надзора, может провести как самостоятельную проверку, так и «заставить работать» местный Роспотребнадзор.
- Подать иск в суд. Самый длительный, но и самый эффективный инструмент влияния. Через суд можно не только вернуть деньги за телефон, но и взыскать сумму:
- неустойки в размере 1% за каждый просроченный день;
- потребительского штрафа (50% от присужденной суммы);
- причиненных убытков;
- сумму судебных издержек (услуги юристов, почтовые и иные расходы)
- морального ущерба, если сложившаяся ситуация повлекла психические страдания истца.