Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить
Начнём с более общего вопроса: что такое учебный план? Согласно официальному определению, это документ, который содержит перечень, трудоёмкость и последовательность изучения предметов.
Каждая школа перед началом учебного года составляет свой учебный план (УП), ориентируясь при этом на Федеральный базисный учебный план. Соответственно, индивидуальный учебный план — тот же УП только для конкретного ученика.
Согласно второй статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», индивидуальный учебный план (ИУП) — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Внешне УП и ИУП почти идентичны.
Приказ Минобрнауки № 499 от 01.07.2013
Этот документ конкретизирует положения 76-й статьи закона об образовании:
- устанавливает общий порядок повышения квалификации и профпереподготовки – условия приема на программы, требования к уровню образования слушателей курсов;
- определяет минимальные объемы программ повышения квалификации (16 ч.) и профпереподготовки (250 ч.);
- прописывает стандарты структуры и требования к содержанию программ допобразования;
- регламентирует возможные формы повышения квалификации;
- уточняет вид документов, которые выдаются после курсов.
Еще более подробные разъяснения законодательного и нормативно-правового обеспечения повышения квалификации и профессиональной переподготовки содержатся в письме Минобрнауки № 06-735.
Варианты обучения на дому
Выбрать обучение вне стен школы можно с учетом состояния здоровья ребенка, исходя из особенностей жизни семьи и религиозных убеждений.
В России признаны три формы домашнего образования:
- надомное;
- семейное;
- дистанционное.
Каждый из вариантов имеет свои особенности. Выбирая из них, родители должны руководствоваться интересами ребенка и его возможностями. Необходимо помнить о том, что домашнее получение знаний имеет не только ряд преимуществ. У него есть и определенные недостатки, которые могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ученика.
Законопроект об электронном и дистанционном образовании может быть рассмотрен Госдумой 18 ноября. Как передает корреспондент РИА «Новый День», с такой рекомендацией выступил думский комитет по образованию и науке. «Дистанционное образование – это данность, которой надо максимально эффективно пользоваться, это очевидно», – подчеркнул первый заместитель председателя комитета, экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.
В ходе обсуждения проблемы один из авторов документа, сенатор Лилия Гумерова обратила внимание, что в ситуации с введением дистанционного образования из-за угрозы коронавируса в Совет Федерации поступает огромное количество писем «от родителей и общественности». В верхней палате парламента «пришли к пониманию того, что данная часть правового поля нуждается в донастройке». Сенатор подчеркнула, что дистанционное обучение – временная и вынужденная мера.
Между тем, в российском родительском сообществе зреет мощный протест против перевода школьников на постоянное дистанционное обучение, отметил депутат Госдумы Олег Смолин. «Президент РФ говорил, что этого делать не собираются, министр просвещения говорил, [спикер Совета Федерации] Валентина Матвиенко специально об этом говорила, ваш покорный слуга как куратор профильного экспертного совета говорил. Но, тем не менее, идут массовые петиции с большим количеством подписей, и так далее», – пояснил парламентарий, подчеркнув, что в ситуации с коронавирусом речь идет не об электронном обучении, а о дистанционной форме образования, введенной временно из-за сложной эпидемиологической обстановки.
При этом депутат отметил, что основания для слухов о повсеместном и полном переходе на дистанционное обучение часто провоцируют сами чиновники, в том числе заявлениями, что «ЕГЭ якобы показал, что качество образования не падает». «Коллеги, просто ЕГЭ не показывает качество образования, он показывает качество обученности по некоторым предметам, – констатировал Смолин. – Спросите по другим (предметам), и вы увидите вопиющую функциональную безграмотность».
По словам депутата, слухи в родительской и педагогической среде подогревают также заявления некоторых региональных руководителей образования, «что у нас не хватает учителей, поэтому переведем на дистанционное обучение по тем предметам, по которым не хватает».
Депутат Госдумы Татьяна Касаева со своей стороны обратила внимание, что авторы законопроекта о дистанционном образовании сообщили о 82 положительных отзывах на документ из субъектов РФ, однако были и четыре отзыва против. Какие именно регионы отказались поддержать инициативу, на заседании комитета не прозвучало.
Как считает сенатор Гумерова, новый закон нужен, чтобы ответить на огромное количество вопросов педагогов, родителей и учеников, «чтобы все порядки четко были расписаны и правила поведения для всех случаев». «Мы сейчас не понимаем многого – время урока, сколько раз учитель должен выйти на связь, а если нет Интернета, если его скорость не позволяет, если нет компьютера», – пояснила она.
Однако при этом депутат Смолин подчеркнул, что дистанционное обучение сейчас фактически противоречит СанПиНу. «Расходятся в разы. Нельзя, чтобы ребенок больше 5 часов смотрел на экран компьютера – и что происходит на самом деле. Вот вам очень важная тема для порядков», – обратился парламентарий к Гумеровой.
В итоге на заседании комиссия единогласно поддержала проекта закона, подготовленный сенаторами Лилией Гумеровой, Дмитрием Василенко, Ильясом Умахановым и Григорием Карасиным. «Будем рекомендовать Государственной думе принять законопроект в первом чтении 18 ноября, – заключил Онищенко.
Законопроект был внесен в Государственную думу в середине мая этого года. Документ предполагает внесение поправок в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Сенаторы предложили дать Минпросвещения право утверждать порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ, основных программ профессионального обучения. Минобрнауки, соответственно, получает такие же полномочия по утверждению порядка при реализации образовательных программ высшего образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ.
«Реализация законопроекта не повлечет негативных социально- экономических, финансовых и иных последствий и не потребует выделения дополнительных расходов из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Москва, Татьяна Дорофеева
Читаем закон
«Каждый родитель должен иметь возможность воспользоваться своим правом выбора формы получения школьного образования», – уверена мама семиклассницы Мария Бубенцова.
Со школой, где учится её дочь, жительница Екатеринбурга Мария Бубенцова привыкла общаться по букве закона. «Да, школа мной уже натренирована, – смеётся Мария. – Мне приходилось отстаивать права своего ребёнка, борясь с необоснованными запретами, касающимися, например, организации питания. Причём я всегда действую в рамках правовых норм. Перевод дочери на заочную форму обучения не стал исключением».
По словам Марии, её дочка отличается сильным характером и волей, но при этом она ярко выраженный интроверт. Поэтому в школе ребёнку было неуютно, она там просто-напросто не прижилась. Мария неоднократно задумывалась о том, как создать дочке комфортные условия для обучения, а толчком к активным действиям послужил переезд. «Наше новое место жительства находилось в полутора часах езды от школы, поэтому первое, что я сделала, – начала искать образовательное учреждение поближе к дому, – рассказывает Мария. – На сайтах школ, замечу, как правило, в разделе «образование» значится – «очная форма», и в редких случаях обозначены другие формы. Но в одной из школ, куда я пришла поговорить о переводе ребёнка, директор мне подсказала, что существует заочная форма обучения и что школы обязаны её реализовывать».
Мария тщательно изучила всю имеющуюся в открытом доступе информацию по этому вопросу и пришла в «родную» школу дочери с заявлением о переводе ребёнка на заочную форму. «У нас такой формы нет», – отрезала завуч. «Читаем закон», – парировала Мария.
Пусть не с восторгом и не сразу, но администрация образовательного учреждения пошла Бубенцовой навстречу, и с четвёртой четверти прошлого учебного года её дочь – заочница. Никаких проблем с обучением у девочки нет. Задания она получает от учителей в электронный дневник, ответственно их выполняет, при необходимости получает консультации педагогов по скайпу, новый материал осваивает с помощью многочисленных образовательных интернет-ресурсов (учебники, впрочем, тоже никто не отменял), задания контрольных работ также получает от учителей в электронном виде. Но девочка может и воспользоваться правом подготовиться к контрольной работе вместе с классом, ведь, согласно закону, она числится в его рядах.
Новые санитарные требования
Роспотребнадзор опубликовал зарегистрированное Минюстом постановление главного санитарного врача РФ №16 от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20». По сути это требования к работе школ и детских садов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Документ уже вступил в силу, а предусмотренные им новые санитарные правила обязательны для всех российских образовательных организациях до 01.01.2021. Это главные изменения в дошкольном образовании, других поправок для детских садов не принималось.
Новые СанПиН введены в дополнение к действующим. В соответствии с ними все образовательные организации обязаны:
- Не проводить массовые мероприятия.
- Не проводить родительские собрания.
- Контролировать на входе в здание температуру детей. При выявлении учеников с температурой и другими признаками болезни изолировать их и вызвать скорую помощь, уведомив о случае территориальный орган Роспотребнадзора.
- Закрепить за каждым классом отдельный постоянный кабинет.
- Обеспечить детей и работников антисептиками для обработки рук и поверхностей.
- Проводить противоэпидемиологические мероприятия в виде регулярной влажной уборки помещений с дезинфицирующими средствами, проветривания классов.
- По возможности оснастить классные комнаты обеззараживающими воздух устройствами.
- Составить специальное расписание уроков, направленное на сокращение контактов учеников разных классов.
Педагогов обязали находиться на рабочих местах в защитных масках и перчатках. Для учеников такого обязательного требования пока нет.
Поправки касательно присоединения к РФ Республики Крым
В июле 2016 года были приняты законы № 307-ФЗ и № 308-ФЗ, которые затрагивают вопросы правового регулирования в связи с новыми субъектами РФ – Республики Крым и города Севастополя.
- До 1 сентября 2018 года остаются в силе лицензии на образовательную деятельность для организаций, находящихся в Республике Крым.
- Порядок проведения итоговой аттестации и приема в образовательные организации. Крымские абитуриенты смогут еще 2 года пользоваться привилегированными условиями при поступлении в вуз. Однако начиная с 2017 года, для них не будет оставляться квота.
Закон «Об образовании в РФ» внес немало корректив в систему обучения.
Теперь не существует подразделения на обычные школы и гимназии.
Полный перечень образовательных программ будет доступен всем учебным заведениям.
С действием нового закона поменялся статус детских садов и прочих дошкольных учреждений.
Некоторые изменения вызывают споры и вопросы со стороны экспертов.
Но законодательный акт в целом охватывает все стороны сферы образования.
Федеральный закон РФ Об образовании в РФ Примерная ООП и их
Федеральный закон РФ Об образовании в РФ Примерная ООП и их
Закон «Об образовании в РФ»: Последняя редакция и изменения на 2017 год