Advokat-86.ru

Помощь адвоката
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей в ДТП

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей в ДТП

Полис ОСАГО является страховой гарантией для водителей в случае возникновении ДТП.

Водитель, попавший в такую ситуацию вправе рассчитывать на частичное или полное возмещение расходов на ремонт ТС.

Но как решается проблема страхового покрытия, если в аварии виновными выступают обе стороны?

Далее пойдёт речь о том, как происходят выплаты по ОСАГО в случае обоюдной вины водителей.

Что значит несколько виновников в дорожно-транспортном происшествии?

Чаще всего ДТП происходит по вине одного из участников дорожного движения. Но бывают и такие ситуации, когда виновником аварии признается не одно лицо, а несколько. То есть в отношении нескольких лиц выноситься постановление об административном правонарушении. Именно такая ситуация называется «обоюдкой», т.е. вина у водителей попавших в ДТП в данном случае обоюдная.

Также бывает, что сотрудники ГИБДД в силу противоречивых показаний участников аварии не могут определить виновность кого-то конкретно (чаще всего это происходит при мелких авариях во дворах).
В такой ситуации считается, что виновника ДТП нет, следовательно, и обоюдной вины нет.

Сотрудники ГИБДД не могут установить того, кто виновен в аварии. Автоинспекторы в данном случае могут только зафиксировать нарушение ПДД. Виновного же в ДТП будет устанавливать суд. Если же виновен в ДТП был один водитель, то соответственно его и признают виновным, но и в этом случае свою виновность данный гражданин может оспорить через суд.

В том случае если ПДД нарушили оба водителя, то соответственно считается, что они виновны в данной ситуации в равной мере. Однако, для того чтобы определить конкретную степень виновности каждого из участников дорожного движения им придется обратиться в суд.

Ведь например, один из водителей может быть виновным в нарушении ПДД, но не виноват в самом ДТП.

Яркий пример такой ситуации – это когда машина, шофер которой был пьян или же у него не было действующего полиса автогражданской ответственности, но при этом данный водитель не нарушал другие пункты ПДД, и, к примеру, он стоял на светофоре, а в него врезалась другая машина из-за несоблюдения дистанции.

Казалось бы оба водителя нарушили правила, однако первый не был виновен в аварии, так как его машина стояла. В данном примере говорить об обоюдной вине нельзя, ведь в самом ДТП виновен второй водитель, который не соблюдал дистанцию и врезался в стоящее авто.

Именно поэтому очень важно установить причинно-следственную связь с конкретным ДТП, а не только сам факт нарушения ПДД. Только если оба водителя из-за нарушения ПДД виновны в ДТП можно говорить об обоюдной виновности.

Страховые выплаты при обоюдной вине

Многих водителей интересует, если в ДТП обоюдная вина оплачивает ли страховая полученный вред?

Согласно, действующего законодательства выплаты по ОСАГО при обоюдной вине должны осуществляться! Так, п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО регулирует этот вопрос. На основании указанной статьи право на получение страховых выплат при возникновении обоюдной вины имеют сразу оба автолюбителя.

Страховые компании придерживаются порядка выплат 50/50. Это значит, что при автоаварии с обоюдной виной каждому автолюбителю будет выплачено 50% причиненного ущерба.

Читать еще:  Жилое здание строение назначение снт

Рассмотрим на конкретном примере: водитель №1 получил ущерб на 40 тыс. рублей, а водитель № 2 – на 68 тыс. рублей. Если будет признана обоюдная вина, то страховщик водителю №1 выплатит 20 тыс. рублей, а водителю №2 соответственно 34 тыс. рублей.

Такой подход не является справедливым. Ведь, согласно, гражданского законодательства степень вины бывает не только равная, но также различная. Степень вины устанавливает судья в ходе судебного разбирательства. В своем решении он указывает вину каждого водителя.

На основании решения суда составляется исполнительный лист. Страховщики производят компенсационные выплаты в соответствии с полученным исполнительным листом.

П. 2 ст. 1083 ГК РФ предусматривает, что выплаты каждой стороне должны производиться пропорционально степени вины. Только, при невозможности установления вины, она автоматически признается равной.

К сожалению, суды идут по пути наименьшего сопротивления и присуждают, чаще всего, выплаты в равных долях. При участии в судебном процессе опытных адвокатов соотношение может быть принятым на уровне 70/30 или даже 90/10. Но не все водители могут позволить себе нанять «сильного» адвоката.

Самый худший исход судебного разбирательства, когда обстоятельства автоаварии не позволяют сделать однозначного вывода о виновности, свидетелей происшествия не было, а водители между собой договориться не смогли.

Судья примет решение, что он не может установить виновника аварии или констатировать обоюдную вину. На основании такого решения суда страховые компании откажут в компенсационных выплатах обоим автовладельцам.

Как видим, обоюдка очень выгодна страховщикам, поскольку создает возможность для маневра. Если автолюбитель в состоянии нанять хорошего адвоката, то его шансы получить часть страховых выплат возрастают с 50% до 90%.

Когда страховая компания отказывает в компенсационных выплатах, то такие действия не правомерны, и участникам ДТП необходимо обратиться в суд.

Определение обоюдной вины и нормативная база

Когда причиной аварии стало нарушения ПДД обоими водителями, в отношении каждого составляет административный протокол. Говорить о совместной вине можно только после подтверждения факта двустороннего нарушения ПДД. К примеру, оба автомобиля двигались с превышением разрешённого скоростного режима, или одновременно выехали на перекрёсток на красный свет.

Обоюдная вина при ДТП обязательно фиксируется автоинспектором в составляемом протоколе. В нём указывается информация:

  • О пункте ПДД, нарушенном каждым водителем.
  • Об предусмотренной за это статьями КоАП ответственности.

Несмотря на наличие вины обоих автомобилистов, они имеют право на компенсационное возмещение ущерба от страховой фирмы. Это право закреплено в ст.12 ФЗ №40. Пункт 22 этой статьи гласит: «Если в ДТП виноваты все его участники, то выплаты производятся всем, в зависимости от степени вины».

Можно ли получить выплаты по ОСАГО при обоюдном ДТП?

Да выплаты получить можно и обычно это так и происходит, потому как ущерб был, но вину определить не возможно, так как каждый из водителей дает показания которые противоречат друг другу и единой картины ДТП не складывается, сотрудники ГИБДД не могут определить кто прав и кто виноват, так как каждый водитель нарушил ПДД и выдается документ, что вину определит не возможно.

В итоге суд должен решить, какая степень вины в ДТП у каждого водителя, так как такие дела обычно решаются в суде. Бывает, что степень вины распределяется в пропорции 40 на 60%, бывает 50 на 50%, здесь все будет зависеть от того, на сколько каждый нарушил ДТП и как отработал каждый из адвокатов сторон, были случаи где вина распределялась 10 на 90%.

Читать еще:  Закон о защите прав потребителей предоставление телефона взамен время ремонта

Но обычно происходит все следующим образом, вину бывает установить не просто даже в суде, так как бывает очень мало доказательств, экспертиза может не дать однозначного ответа на вопрос о степени вины и получается, что вина распределяется 50 на 50% и после долгих споров и длительных разбирательств все уже готовы согласиться с таким положением дел, ведь лучше получить что то, чем ничего или совсем мало, 50 на 50 обычно всех устраивает.

Если вы пойдете в страховую с документами из ГИБДД в которых указано, что вину установить не удалось, то говорю вам честно, вы получите отказ, хотя отказ при наличии ущерба не правомерен, но увы обоюдная вина в нашем законодательстве не урегулирован и все решается в суде.

Действуйте следующим образом, у вас спорная ситуация, идите в суд и доказывайте, что ваша степень вины меньше или вы вовсе не нарушали ПДД.

В статье 1083 ГК РФ, есть пункт 2 который говорит о том, что возмещение ущерба должно производиться пропорционально степени вины. Но как я говорил обычно вина устанавливается судом в пропорциях 50 на 50%, хотя вина половина на половину бывает крайне редко и равной степени вины практически не бывает, но здесь если вы хотите уменьшить свою степень вины, нужно идти до конца и я вам советую нанять хорошего юриста.

Обоюдная вина в ДТП – что это такое?

Как таковое, понятие «обоюдная вина» в законодательстве нигде не прописано. Однако, на практике такие ситуации встречаются сплошь и рядом.

Под «обоюдкой» принято считать ДТП, в котором каждый из его участников совершил то или иное нарушение ПДД, находящееся в причинной связи с аварией. Ключевым понятием здесь должна являться именно «причинная связь» допущенного нарушения с наступившими последствиями.

Примером классического ДТП с обоюдной виной может служить следующее:

Водитель автомобиля A следует по главной дороге со значительным превышением скорости, нарушая тем самым ПДД. В это время с прилегающей дороги на главную магистраль выезжает водитель автомобиля Б, который, видя, что по главной едет машина, но не рассчитывая, что она едет с большим превышением скорости, самонадеянно выезжает на дорогу, в результате чего происходит столкновение

В таком ДТП нарушение Правил, допущенное каждым из водителей, состоит в прямой причинной связи с наступившими последствиями и будет признано аварией с обоюдной виной.

Для лучшего понимания того, как распознать «обоюдку», приведем также пример нарушения, не состоящего в причинной связи с ДТП:

При левом повороте на перекрестке на разрешенный сигнал светофора, водитель автомобиля А не включил сигнал поворота. В это время в правый бок на высокой скорости ему «прилетел» автомобиль Б, который решил проехать перекресток на красный сигнал светофора. Несмотря на то, что водитель первого автомобиля нарушил ПДД, не обозначив свой маневр сигналом поворота, никакой обоюдной вины в этом ДТП не будет, поскольку, невключенный сигнал поворота в этой ситуации никак не повлиял на факт возникновения аварийной ситуации, то бишь не состоит в причинной связи с ДТП

На практике, грань между «обоюдкой» и ее отсутствием, зачастую, оказывается очень тонкой, поэтому в каждой конкретной ситуации нужно проводить детальный разбор допущенных водителями нарушений, с тем, чтобы определить, какое из них привело к аварии и в какой степени. Это очень важный момент, от которого будет зависеть дальнейшее развитие событий, в том числе и связанных с размерами страховых выплат!

Читать еще:  Законопроект ипотка 7 процентов

Основной камень преткновения в урегулировании факта автокатастрофы – нежелание второй стороны признавать причастность к происшествию. Часто сами сотрудник дорожной полиции не в состоянии определить степень вреда водителя. Но в судебной практике даже предварительное решение ГАИ не играет роли, поскольку учитывается множество иных нюансов способных перевернуть все дело с ног на голову и потерпевший окажется таким же виновником.

В какую страховую обращаться при обоюдной вине?

Ещё один вопрос, на который следует обратить внимание, в какую страховую: свою или виновника, следует обращаться в приведённых выше примерах. Давайте рассмотрим только самый последний и самый сложный пример, с остальными сразу станет всё понятно.

25 сентября 2017 года изменилось законодательство касательно ПВУ (прямого возмещения убытков — когда участник ДТП обращается в свою страховую):

БылоСтало
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
.
б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
.
б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).

То есть, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года, то обращаться нужно в свою страховую компанию (если в ДТП нет пострадавших, а вред причинён только машинам).

Если авария произошла до этого числа, то водитель синего авто обращается в любую их страховых: красного или жёлтого на свой выбор. Из нашего примера, как мы выяснили, степень обоюдной вины водителей красного и жёлтого автомобилей установлена в соотношении 70%/30% соответственно. Водитель синего автомобиля обращается в страховую водителя жёлтой машины (степень вины которого составляет 30%). Тогда страховая жёлтого выплачивает синему весь нанесённый ущерб или ремонтирует на всю сумму ущерба, а затем регрессным требованием взыскивает со страховой компании красного 70% возмещённой суммы.

Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

Страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом, потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причинённого ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.

Страховщик, возместивший вред, совместно причинённый несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector